Правила игр

               


Правила игр.

Здравствуйте . Вас приветствует компания  Game-pro и предлагает ознакомится с официальными правилами хорошо знакомых Вам игр.

В этом разделе Вы найдете официальные правила игры :

  • Русская пирамида
  • Американка восьмерка
  • Снукер
  • Настольный футбол Кикер
  • Настольный теннис
  • Дартс


МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА. 

 

Еще эту игру называют "сибирской", "комбинированной". При игре в "московскую" следует руководствоваться "Общими правилами", а также, нижеследующими правилами.

Цель игры:

Первым забить восемь шаров.

Используемые шары:

Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.

Расстановка шаров:

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар:

Начальный удар производится "с руки" из "дома".

Ведение игры.

Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров:

Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставленные штрафные прицельные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к борту как можно ближе к мешающему прицельному шару.

Штрафы за нарушения:

Штраф в виде одного шара взыскивается:

а) при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;

б) при ударе по битку турником или боковой частью кия;

в) при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;

г) при промахе, когда "свой" не коснулся ни одного из шаров:

д) при вылете за борт "своего" шара;

е) при отрыве обеих ног от пола во время удара. Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки

Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Особые случаи:

• При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись о кого-либо, возвратился на бильярд. Штраф не взимается. Если заказанный или играемый шар упал в лузу, то он не засчитывается. Удар переходит к партнеру

• Биток или любой шар выскочил и остановился на борту. Шар ставится плотно к борту около того места, где он остановился на борту. Удар переходит к партнеру, но если был положен шар, то он засчитывается.

• Кто-либо из посторонних или партнер во время удара случайно помешал: толкнул, задел и т. п.

По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено. Удар переигрывается.

• Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания другого партнера и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах.

Удар сохраняется за промахнувшимся. Упавший шар выставляется на точку 3 или на ближайший к ней короткий борт. Биток переставляется в "дом" и удар выполняется оттуда на общем основании.

Предоставление форы:

Фора в "московской" дается следующими способами:

а) партнеры договариваются, сколько шаров играть каждому (например, дающий забивает 8 шаров, а получающий — 6);

б) можно договориться и так (особенно если один любит играть в "американку", а другой -— в "московскую"): один играет в "московскую" по правилам американки, но не забивая полосатый, бить же в него разрешается; другой играет в "московскую", но до 2—4 забитых шаров;

в) один играет до 8 шаров в любые лузы, другой — до 4, но в одну выбранную соперником лузу он не имеет права забивать шары. Если он все-таки положит шар в лузу, то шар кладется на полку партнера.

 

 

 

АМЕРИКАНКА.

 

Среди игр наиболее популярна и распространена "американка", когда любой, даже случайный шар, закатившийся в лузу, может считаться призовым. Эта игра длится относительно недолго. Есть мастера, которые с удара "делают партию", то есть забивают все восемь требующихся для победы шаров, не давая противнику произвести ни одного удара.

При игре в "американку" руководствуются "Общими правилами", а также нижеследующими правилами.

Цель игры:

Первым забить восемь шаров.

Используемые шары:

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.

Расстановка шаров:

Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке без учета их номеров.

Начальный удар:

Начальный удар производится с руки из дома. Пирамидка разбивается по жребию, который необходим потому, что опытный игрок может с разбоя закончить всю партию.

Если разбивающий пирамидку положил "свой" шар с разбоя, то он может продолжать игру, играя любым шаром любого шара. И после каждого положенного шара он получает право на следующий удар.

Если после удара шар в лузу не попал, в игру вступает партнер.

Ведение игры.

Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Заказывать лузу и назначать шары нет необходимости. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

При игре в "американку" особое значение имеет первый удар, так как в случае покладки шаров ударом "с рук" и удачном расположении остальных шаров опытный игрок может с "разбоя" сыграть подряд несколько шаров, или даже закончить партию.

Соревнование в "американку" может иметь три конца: выигрыш, проигрыш и ничью.

Ничья:

Ничья может быть при условии, если оба спортсмена положили по 7 шаров, а по предварительной договоренности последний шар не играется, так как он почти всегда подставляется благодаря неудачному удару.

Опытные игроки поэтому обычно соглашаются в этом случае на ничью.

Если условия соревнования в "американку" должны быть обязательно результативными, то "ничья" переигрывается. 

Предоставление форы:

Если играют различные по классу соперники, более слабый может попросить фору.

Есть несколько способов предоставления форы: игрок, дающий фору, имеет право разбить пирамиду и после окончания удара снимает со стола договорное количество шаров. При таком раскладе игрок по своему усмотрению выбирает, какие шары снимать. Игроки договариваются, сколько шаров играть каждому, например, сильному игроку — десять шаров, а слабому — шесть и т. д.

Отыгрыш:

Отыгрыш считается правильным в следующих случаях:

• если один из шаров, перейдя через центральную линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него какой-либо другой шар;

• если центральную линию пересекли два шара (биток и прицельный шар);

• если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго или довел до него какой-либо другой шар.

Выполнение отыгрыша какими-либо другими способами штрафуется.

Отыгрыш при игре в "американку" сложнее выполнить, чем при игре, например, в "Малую русскую пирамиду". Даже незначительная ошибка при постановке шаров в положение, неудобное для игры, может привести к сыгрыванию их партнерами.

Выставление шаров:

Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Штрафы за нарушения:

За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Штрафы взимаются:

  • при всяком касании любого шара играющим до, после, при выполнении удара;
  • при ударе турником или боковой частью кия;
  • при промахе, когда “свой” шар не коснется ни одного из шаров;
  • при ударе во время движения шаров от предыдущего удара;
  • при вылете за борт “своего” или “чужого” шара, по которому произведен удар.

 

Играть партнеру выставленными штрафными шарами не разрешается, за исключением случая, когда на столе остаются только штрафные шары.

При игре в “Американку” запрещено пользоваться машинкой, мазиком и длинным кием.

 

Снукер.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 Измерения в скобках указаны с точностью до миллиметра.

1. Стандартный стол

(a) Размеры. Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 11’8“ на 5’10“ (3 569 мм на 1 778 мм) с допуском по обоим измерениям ±“ (±13 мм).

(b) Высота. Высота стола от пола до верхней кромки борта должна быть в пределах от 2’9“ до 2’10“ (851 мм до 876 мм).

(c) Лузы

(i) Лузы должны быть расположены в углах (две у верхней точки – дальние  лузы и две в районе балки – ближние лузы) и по одной на середине каждого длинного борта (средние лузы);

(ii) Растворы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Всемирной Ассоциацией профессионального Бильярда и Снукера (WPBSA).

(d) Линия Балки и Балка. Прямая линия, проведенная в 29" (737 мм) от нижнего борта параллельно ему, называется линией балки. Эта линия и пространство, которое она ограничивает, называется балка.

(e) Сектор “D”. Сектор “D” – это полукруг, расположенный в балке, с центром на середине линии Балки и радиусом 11" (292 мм).

(f) Точки. Четыре точки отмечаются на центральной продольной линии стола:

(i) Особая точка (точка черного) расположена на расстоянии 12" (324 мм) от дальнего борта и перпендикулярно ему;

(ii) Центральная точка (точка синего), расположена посередине между ближним и дальним бортами;

(iii) Точка пирамиды (точка розового), расположена посередине между центральной точкой и дальним бортом;

(iv) Середина линии балки (точка коричневого).

Еще две используемые точки расположены в углах Сектора “D”. Если смотреть со стороны ближнего борта, то точка справа - точка желтого, а точка слева – зеленого.

2. Шары для снукера.

(a)Шары должны быть изготовлены из утвержденного материала, и иметь диаметр 52,5 мм (с допуском ± 0,05 мм);

(b) должны быть одинаковой массы (с допуском в 3 г для всего набора шаров); и

(c) шар или набор шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.

3. Кий для снукера. Кий не должен быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционной и общепринятой формы и вида.

4. Вспомогательное оборудование. Различные машинки для кия, длинные кии, удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями, при выполнении удара. Можно использовать оборудование, обычно находящее у стола, а также оборудование, предоставленное игроком или судьей (см.также правило 18 части 3). Все удлинители, адаптеры и другие устройства должны иметь дизайн, одобренный Ассоциацией (WPBSA).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Стандартные определения, используемые в данных Правилах, далее выделены курсивом.

1. Фрейм. Фрейм в снукере охватывает период времени с момента начала (см. Часть 3 Правило 3(с)), при всех шарах, установленных, как описано в Части 3 Правило 2; каждый игрок играет в свой подход до тех пор, пока фрейм не завершится:

(a) уступкой любым игроком во время своего подхода;

(b) по требованию бьющего, когда черный шар, единственный прицельный шар, который остался на столе, и разница в счете более семи очков в его пользу;

(c) окончательным сыгрыванием или фолом, , когда черный шар, единственный прицельный шар, который остался на столе (см. Часть 3 Правило 4); или

(d) присуждением судьей согласно Части 3 Правилу 14(с)(ii) или Части 4 Правилу 2.

2. Игра. Игра состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества фреймов.

3. Матч. Матч состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества игр.

 4. Шары

(a) Белый шар является битком.

(b) 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.

 5. Бьющий и подход. Игрок, собирающийся выполнить удар или выполняющий его, является бьющим и остается таковым, пока не выполнен последний удар его подхода, либо не совершен фол, и судья не решит, что игрок покинул стол. Если не бьющий подойдет к столу вне своего подхода, он должен рассматриваться как бьющий при определении любого фола, который он может совершить, до того как покинет стол. Когда судья решит, что вышеуказанные условия были соблюдены, начинается подход следующего игрока. Его подход и право выполнить еще один удар заканчивается, когда:

(а) он не набирает очки после выполнения удара; или

(b) он совершает фол; или

(c) он требует у соперника играть снова после того, как соперник совершил фол.

 6. Удар

(а) Удар сделан, когда бьющий ударил биток наклейкой кия.

(b) Удар считается правильным, если не совершено никаких нарушений Правил.

(c) Удар не закончен, пока:

(i) все шары не остановились;

(ii) бьющий не встал в готовности для выполнения следующего удара либо не покинул стол;

(iii) любое оборудование, используемое бьющим, не было убрано в безопасное положение; и

(iv) судья не озвучил счет, относящийся к удару.

(d) Удар может быть сделан прямо или от борта, а именно:

(i) удар считается прямым, когда биток ударяет прицельный шар без первого попадания в борт;

(ii) удар считается ударом от борта, когда биток ударяется об один или более бортов перед ударом по прицельному шару.

(e) Если следующий игрок, после последнего удара в подходе соперника, выполняет удар/ударяет по битку до того, как все шары остановились, он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, и его подход заканчивается.

7. Сыгрывание. Прицельный шар считается сыгранным, если после контакта с другим шаром и без каких-либо нарушений данных Правил, попадает в лузу. Этот процесс называется сыгрыванием.

 8. Серия (Брейк). Серия (брейк) – это множество сыгрываний последовательными ударами, сделанными игроком во время любого одного подхода в течение фрейма.

 9. Игра с руки

(a) Биток играется с руки:

(i) перед началом каждого фрейма;

(ii) когда он попал в лузу;

(iii) когда он выбит со стола; или

(iv) когда черный шар выставляется заново для определения победителя во фрейме при равном счете.

(b) Биток остается в этом состоянии, пока:

(i) не будет сыгран с руки должным образом;

(ii) не будет совершен фол в то время, когда биток уже установлен на стол.

(c) Считается, что бьющий играет с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.

 10. Шар в игре

(a) Биток находится в игре, когда не играется с руки.

(b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут сыграны или выбиты со стола.

(c) Цветные снова входят в игру, когда заново выставляются.

 11. Очередной шар. Любой шар, по которому можно без нарушения Правил ударить первым касанием битка, или по которому нельзя так ударить, но который можно сыгрывать, считается очередным.

 12. Заказанный шар

(a) Заказанный шар - это прицельный шар, который бьющий объявляет или обозначает удовлетворяющим судью способом и по которому он ручается ударить первым касанием битка.

(b) По требованию судьи бьющий должен объявить, по какому шару он собирается играть.

 13. Свободный шар. Свободный шар - это шар, который бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола (см. Часть 3 Правило 12).

 14. Выбитый со стола шар. Шар выбит со стола, если он остановился не на игровой поверхности стола или не в лузе, или если он поднят бьющим, пока шар находился в игре, за исключением случая, предусмотренного Частью 3 Правилом 14(h).

 15. Штрафные очкиШтрафные очки присуждаются сопернику после любого фола.

 16. Фол. Фолом считается любое нарушение данных Правил.

 17. Снукер. Биток находится в снукере, если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами. Если один или несколько очередных шаров можно ударить по самым его (их) краям без помехи со стороны любого неочередного шара или шаров, то биток не находится в снукере.

(a) При игре с руки биток находится в снукере, если он замаскирован, как описано выше, при всех возможных позициях его расположения внутри или на линиях сектора “D”.

(b) Если биток замаскирован более чем одним неочередным шаром, то

(i) ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром;

(ii) в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.

(c) Если очередным шаром является красный, и биток замаскирован от удара по любому из имеющихся на столе красных разными неочередными шарами, то эффективно маскирующего шара нет.

(d) Бьющий находится в снукере, когда биток в снукере, как описано выше.

(e) Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку и находится к нему ближе, чем любой из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.

 18. Занятая точка. Точка считается занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания другого шара.

 19. Пропих. Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:

(a) после того, как биток уже начал свое поступательное движение; или

(b) когда биток коснулся прицельного шара, за исключением случая, когда биток и прицельный шар почти касаются, - пропих засчитан не будет, если биток ударит в самый край прицельного шара.

 20. Перескок. Перескок сделан, если биток перелетает над любой частью прицельного шара, независимо оттого, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:

(a) когда биток сначала ударит прицельный шар и затем перескакивает другой шар;

(b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется за дальней стороной этого шара;

(c) когда, после правильного удара по прицельному шарубиток перепрыгивает через этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.

 21. Промах. Промах фиксируется, когда биток не попадает первым касанием по очередному шару и судья полагает, что бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.

 

ИГРА

1. Описание. В снукер могут играть два и более игрока, каждый за себя или в команде. Игра протекает следующим образом:

(a) Каждый игрок используют один и тот же белый шар - биток и 21 прицельный шар: 15 красных стоимостью по 1 очку, и 6 цветных: желтый - 2, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5, розовый - 6, черный - 7.

(b) Результативные удары в свой подход игроки делают поочередным сыгрыванием красных и цветных, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных в порядке возрастания их стоимости.

(c) Очки, присужденные за результативные удары, прибавляются к счету бьющего.

(d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету соперника.

(e) Тактика, используемая в течение фрейма, заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы он оказался в снукере для следующего игрока. Если игрок (сторона) отстает от соперника в счете на большее количество очков, чем возможная стоимость всех оставшихся на столе шаров, постановка снукеров, в надежде получить очки от фолов, становится наиболее важной.

(f) Победителем фрейма признается игрок (сторона):

(i) набравший больше очков;

(ii) которому фрейм уступили;

(iii) которому победа присуждена по Части 3 Правилу 14(с) или Части 4 Правилу  2.

(g) Победителем игры признается игрок (сторона),

(i) выигравший большее или требуемое число фреймов;

(ii) набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков;

(iii) которому победа присуждена по Части 4 Правилу 2.

(h) Победителем матча признается игрок (сторона), выигравший больше игр или набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.

2. Позиция шаров

(a) В начале каждого фрейма биток играется с руки, а прицельные шары устанавливаются следующим образом:

(i) Красные – в форме плотного равностороннего треугольника (пирамиды), верхний шар на центральной линии стола выше точки пирамиды, как можно ближе к розовому, но, не касаясь его, а основание треугольника ближе к дальнему борту и параллельно ему;

(ii) 6 цветных на точках, назначенных в Части 1 Правило 1(f).

(b)если при установке шаров на стол допущена ошибка, применяется Часть 3 Правило 7(с), фрейм начинается по Части 3 Правилу 3(с).

(с) После начала фрейма, находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе бьющего, и:

(i) позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством для поднятия шара для очистки;

(ii) устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока он не будет очищен и поставлен на место. Если любой игрок, кроме бьющего, коснется устройства или сдвинет его, судья должен объявить ПЕНАЛЬТИ, и игрок должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если устройство поднималось.

3. Ход игры. Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению, победитель имеет право выбора, кто будет играть первым.

(a) Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма, если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола.

(b) Игроки (стороны), выполняющие начальный удар, должны чередоваться в каждом фрейме в течение игры.

(c) Первый игрок играет с рукифрейм начинается после того, как биток выставлен на стол и вступил в контакт с наклейкой кия, или:

(i) когда сделан удар; или

(ii) при адресации битка.

(d) Если фрейм был начат не тем игроком или стороной:

(i) он должен быть начат снова правильным игроком (стороной) без штрафа, если был сделан только один удар и не было совершено фола; или

(ii) он должен быть продолжен, если был сделан еще один удар (помимо начального) или если был совершен фол по окончании первого удара; правильный порядок начала должен быть восстановлен в следующем фрейме, таким образом, что один игрок или сторона будут начинать три фрейма подряд; или

(iii) в случае объявления патовой ситуации (см. Часть 3 Правило 16), фрейм должен быть начат правильной стороной.

(е) Чтобы удар считался правильным, не должно произойти ни одного из нарушений, описанных ниже в Правиле 10 (Штрафы).

(f) Для первого удара в каждом подходе, до тех пор, пока все красные не покинут стол, красный или заказанный красным свободный шар является очередным шаром, и засчитывается стоимость каждого сыгранного в одном ударе красного или заказанного красным свободного шара.

(g)

(i) Если красный или заказанный красным свободный шар сыгран, то тот же игрок выполняет следующий удар, и очередным шаром является любой цветной на выбор бьющего; в случае сыгрывания стоимость цветного засчитывается и цветной затем выставляется;

(ii) Серия продолжается поочередным сыгрыванием красных и цветных шаров, до тех пор, пока все красные не покинут стол, и, как только это произошло, вслед за последним сыгранным красным должен играться цветной;

(iii) Затем очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания их стоимости согласно Части 3 Правилу 1(а), и когда очередной цветной сыгрывается, он не выставляется, за исключением случая, предусмотренного в Части 3 Правиле 4, и бьющий играет следующим ударом очередной цветной.

(iv) В случае если бьющий во время брейка совершит удар, когда все шары остановились, но до того, как рефери закончит выставление цветного, стоимость цветного не должна быть засчитана и применяются Часть 3 Правило 10(а)(i) или Часть 3 Правило 10(b)(i).

(h) Красные не выставляются заново на стол, будучи однажды сыгранными или выбитыми со стола, несмотря на то, что игрок может получить выгоду от фола. Исключения из этого правила предусмотрены в Части 3 Правилах 2(с)(ii), 9,14(f), 14(h), 15 и 18(b).

(i) Если бьющий не сыгрывает шар, он должен покинуть стол без промедления. В случае если он совершит любой фол до того или во время того, как покидал стол, он должен быть оштрафован, как описано в Части 3 Правило 10. Следующий игрок выполняет удар оттуда, где остановился биток, или с руки, если биток был выбит со стола, за исключением случая, когда позиция битка восстанавливается в соответствии с Частью 3 Правило 14(d).

(j) Если любой шар попадает в лузу и отскакивает на поверхность стола, то такой шар не считается попавшим в лузу. Бьющий не получает возмещения, даже если это случилось потому, что луза была переполнена. 

4. Конец фрейма, игры и матча

(a) Когда на столе остался только черный, первый результативный удар или фол заканчивают фрейм, если только не выполняются оба следующие условия:

(i) счет стал равным и

(ii) итоговая сумма очков не учитывается.

(b) Когда имеют место оба условия, описанные выше в (а):

(i) черный выставляется;

(ii) игроки жребием разыгрывают выбор очередности игры;

(iii) следующий игрок выполняет удар с руки; и

(iv) следующий результативный удар или фол завершают фрейм.

(c) Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, и она равна в конце последнего фрейма, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления черного, изложенной выше в (b).

5. Игра с руки. Для игры с руки биток должен быть ударен с позиции внутри сектора “D” или с его линии, но играть можно в любом направлении.

(a) Судья должен ответить, если его спросят, должным ли образом помещен биток (то есть, не за пределами ли Сектора “D”).

(b) Если наклейка кия коснется битка при его установке, и судья считает, что бьющий не пытался выполнить удар, то биток еще не в игре.

6. Удар по двум шарам одновременно. По двум шарам, отличным от двух красных или свободного шара и очередного шаров, нельзя ударять одновременно первым касанием битка.

7. Выставление цветных. Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола, должен быть выставлен до выполнения следующего удара, пока не начнутся финальные сыгрывания по Части 3 Правилу 3(g)(iii).

(a) Игрок не несет ответственность за любые ошибки судьи при выставлении любого шара.

(b) Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно Части 3 Правилу 3(g)(iii), то он должен быть убран со стола без штрафа после обнаружения ошибки, и игра должна быть продолжена.

(c) Если удар сделан при неправильно выставленном шаре или шарах, то они будут считаться выставленными правильно для последующих ударов. Любой цветной, неправомерно отсутствующий на столе, должен быть выставлен:

(i) без штрафа, когда обнаружено его отсутствие из-за предыдущего недосмотра;

(ii) со штрафом игроку, если бьющий сыграл перед тем, как судья мог бы выставить шар.

(d) Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята, он должен быть помещен на свободную точку шара наибольшей стоимости.

(e) Если необходимо выставить более одного цветного, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости имеет приоритет в порядке выставления.

(f) Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.

(g) При выставлении розового и черного, если все точки заняты и нет свободного места между соответствующей точкой и ближайшей частью дальнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.

(h) В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.

(i) Выставляемый цветной шар должен быть помещен на обозначенное в данных Правилах место вручную.

8. Касающийся шар

(а) Если биток остановился, касаясь другого шара или шаров, который является или может быть очередным, судья должен объявить КАСАЮЩИЙСЯ ШАР и указать, какого очередного шара или шаров касается биток. Если биток касается одного или нескольких цветных шаров после того как был сыгран красный (или свободный шар, нумерованный, как красный), судья должен попросить бьющего ДЕКЛАРИРОВАТЬ очередной цветной.

(b) Когда объявлен касающийся шарбьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение, иначе будет зафиксирован пропих.

(c) Если бьющий обеспечивает неподвижность касающегося шара, то штрафа не будет в случае, если:

(i) этот шар очередной;

(ii) этот шар может быть очередным и бьющий объявляет его таковым;

(iii) этот шар мог бы быть очередным, но бьющий объявляет очередным другой шар и первым касанием попадает по нему.

(d) Если биток остановился, касаясь или почти касаясь неочередного шара, то судья, если его спросят о касании, должен ответить ДА или НЕТ. Бьющий должен играть от него без касания, как описано выше, и должен попасть сначала в очередной шар.

(e) Когда биток касается одновременно очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только на касающийся очередной шар. Если бьющий спросит судью, касается ли биток неочередного шара, то он должен ответить.

(f) Если судья уверен, что любое движение касающегося шара в момент удара не было вызвано действием бьющего, то он не должен объявлять фол.

(g) Если неподвижный прицельный шар, не касающийся битка во время проверки судьей, вошел в контакт с битком прежде, чем удар был сделан, то шары должны быть повторно установлены судьей на его усмотрение. Данное также применяется к касающемуся шару, который перестал касаться битка во время проверки судьей; все шары должны быть повторно установлены судьей по его усмотрению.

9. Шар на краю лузы. Когда шар падает в лузу без попадания по нему другим шаром, и:

(a) он никаким образом не принял бы участие в текущем ударе, он должен быть выставлен обратно, и все набранные очки должны быть засчитаны.

(b) Если в результате удара в него мог бы попасть какой-либо вовлеченный в этот удар шар, и это произошло:

(i) без нарушения данных Правил, тогда все шары устанавливаются обратно, и тот же бьющий может повторить удар снова или выполнить другой удар по своему усмотрению;

(ii) с совершением фола, тогда бьющий должен быть оштрафован по Части 3 Правилу 10, все шары должны быть расставлены обратно, и следующий игрок имеет обычный выбор после фола.

(c) Если шар балансирует недолго на краю лузы и затем падает в нее, то считается, что шар попал в лузу и не выставляется обратно.

10. Штрафы. Следующие действия являются фолами и за все фолы налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (а) по (d), не указан больший. Штрафы налагаются:

(a) В размере стоимости очередного шара за

(i) нанесение удара до выставления рефери цветного, сыгранного как свободный шар;

(ii) нанесение удара по битку больше одного раза;

(iii) нанесение удара, когда обе ноги оторваны от пола;

(iv) игру вне очереди или нанесение удара до окончания очереди соперника вопреки Части 2 Правилу 6(e);

(v) игру с руки ненадлежащим образом, включая начальный удар;

(vi) промах битком по всем прицельным шарам;

(vii) падение битка в лузу;

(viii) снукер за свободный шар, за исключением случая в Части 3 Правило 12(b)(ii);

(ix) перескок;

(х) игру нестандартным кием;

(xi) совещание с партнером вопреки Части 3 Правилу 17(е).

(b) В размере стоимости очередного шара или вовлеченного, если он дороже, за

(i) удар, когда любой шар не остановился;

(ii) удар до завершения выставления судьей цветного, который не был заказан свободным шаром;

(iii) падение неочередного шара в лузу;

(iv) попадание битком первым касанием по неочередному шару;

(v) совершение пропиха;

(vi) касание шара или болл маркера в игре, кроме как битка наклейкой кия при выполнении удара;

или

(vii) выбивание шара со стола.

(с) В размере стоимости очередного шара или большей стоимости из двух шаров в случае одновременного попадания в них битком за исключением, когда это два красных или свободный и очередной шары.

(d) В размере семи очков, если бьющий

(i) использует находящийся вне стола шар для любой цели;

(ii) использует любой предмет для измерения промежутков или расстояний;

(iii) играет по красным, или по назначенному красным свободному шару, в последовательных ударах;

(iv) использует любой отличный от белого шар в качестве битка для выполнения любого удара с момента начала фрейма,

(v) ошибается в объявлении очередного шара, когда находится в снукере или когда это требует сделать судья, или

(vi) после сыгрывания красного или заказанного красным свободного шара, совершает фол перед заказом цветного.

11. Фолы. Если фол совершен, судья должен немедленно объявить ФОЛ.

(a) Если бьющий не сделал удар, то его подход заканчивается немедленно и судья должен объявить штраф.

(b) Если удар был сделан, то судья должен ждать завершения удара перед объявлением штрафа.

(c) Если фол не назначен судьей, и не потребован небьющим до совершения следующего удара, то фол не определяется.

(d) Любой неправильно выставленный цветной должен оставаться там, куда помещен; в случае его отсутствия на столе, он должен быть правильно выставлен.

(e) Все набранные в серии перед фолом очки засчитываются, но бьющий не получает никаких очков за любые забитые в лузу шары при ударе с фолом.

(f) Следующий удар выполняется оттуда, где шар биток остановился, или играется с руки, если он находится вне стола.

(g) Если при выполнении удара совершено больше одного фола, то назначается самый высокий штраф.

(h) Игрок, совершивший фол,

(i) получает штраф, предписанный в Правиле 10 (Штрафы); и

(ii) должен выполнять следующий удар, если это потребует следующий игрок.

(i) Если бьющий, играя из снукера или затрудненной позиции, при подготовке к удару совершает фол на любом шаре, включая биток, и соперник требует играть снова; соперник имеет выбор, будет ли очередной шар тот же, что и до нарушения, а именно:

(i) любой красный, когда красный был очередным;

(ii) очередной цветной, когда на столе не осталось красных, или либо

(iii) цветной на выбор бьющего, когда очередным шаром был цветной после сыгрывания красного; или

(iv) следующий красный или желтый, когда на столе не осталось красных.

Любой сдвинутый шар (шары) должен быть восстановлен судьей в первоначальную позицию, если того потребует небьющий.

12. Снукер после фола. Если после фола биток в снукере (см. Часть 2 Правило 17), судья должен объявить СВОБОДНЫЙ ШАР.

(a) Если следующий игрок в свой подход решает выполнять удар сам, то

(i) он может заказать любой шар как очередной; и

(ii) любой заказанный шар должен рассматриваться как очередной, приобретая его статус и стоимость, за исключением того, что в случае его сыгрывания, должен быть выставлен.

(b) Будет объявлен фол, если биток

(i) не ударит сначала по заказанному шару, или по нему одновременно с очередным шаром;

(ii) будет замаскирован от всех красных, или очередных шаров заказанным свободным шаром, кроме случая, когда на столе остались только розовый и черный шары.

(c) Если свободный шар сыгран, он выставляется, и засчитывается стоимость очередного шара.

(d) Если очередной шар сыгран, после того, как биток ударил сначала заказанный шар, или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.

(e) Если сыграны заказанный и очередной шары, то засчитывается только очередной шар, кроме случая очередных шаров Красных, когда засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.

(f) Если, по требованию соперника, нарушитель играет снова, то объявление свободного шара аннулируется.

13. Играй снова. Как только игрок потребовал у соперника играть снова после фола или потребовал переместить шар(ы) после объявления Фол и Мисс, такое требование не может быть отозвано. Нарушитель, которому предложено играть дальше, имеет право:

(a) изменить свои намерения относительно того

(i) какой удар он будет выполнять; и

(ii) по какому очередному шару он будет пытаться попасть;

(b) получить очки за любой шар или шары, которые он может сыграть.

14. Фол и Промах. Бьющий, в меру всех своих способностей, должен прикладывать усилия, чтобы попасть по очередному шару. Если судья считает, что правило нарушено, то он должен объявить ФОЛ и ПРОМАХ, если только на столе не остался один черный шар, или не сложилась ситуация, когда невозможно попасть в очередной шар. В последнем случае предполагается, что бьющий пытается попасть по очередному шару, но при условии, что он играет прямо или от борта в направлении очередного шара с силой, по мнению судьи достаточной, чтобы из-за маскирующих шаров достичь очередного шара.

(а) После объявления Фола и Промаха, следующий игрок может на свое усмотрение потребовать у нарушителя играть снова из оставленной позиции или же из первоначальной позиции; в последнем случае очередной шар должен быть тем же самым, что был до последнего выполненного удара, а именно:

(i) любой красный шар, когда очередным шаром был красный;

(ii) очередной цветной, когда на столе не осталось красных,

(iii) цветной на выбор бьющего, когда очередным шаром был цветной после сыгрывания красного.

(b) Если при выполнении удара бьющий не попадает первым касанием по очередному шару из позиции, где есть свободный путь по прямой линии от битка до любой части какого-либо шара, который является или может быть очередным, судья должен объявить ФОЛ и ПРОМАХ, за исключением случаев когда:

(i) кому-либо из игроков нужны штрафные очки до или в результате выполнения удара; (смотри (b)(ii))

(ii) до или после удара, количество имеющихся на столе очков равняется разнице в счете, не учитывая стоимость выставляемого снова черного шара и судья убежден в непреднамеренности промаха.

(c)После объявления промаха согласно пункту (b) выше, когда был свободный путь по прямой от битка до шара, который является или может быть очередным, такой, что был возможен лобовой (полный) контакт (в случае красных принимается полный диаметр любого красного, не замаскированного цветными), тогда:

(i) при повторном промахе по очередному шару при выполнении удара с той же самой позиции, объявляется ФОЛ и ПРОМАХ независимо от разницы в счете; и

(ii) если прозвучало требование играть снова из первоначальной позиции, нарушитель должен быть предупрежден судьей, что третий промах приведет к присуждению победы в этом фрейме сопернику.

(iii) если прозвучало требование играть из другой позиции, ситуация Фола и Промаха начинается снова.

(d) Если после того, как биток был восстановлен согласно этому правилу, бьющий сфолил на любом шаре, включая биток, при подготовке к выполнению удара, то промах не объявляется, если удар не был выполнен. В этом случае налагается соответствующий штраф, и очередным шаром должен быть тот же шар, что и до последнего выполненного удара, а именно:

(i) любой красный шар, когда очередным шаром был красный;

(ii) очередной цветной, когда на столе не осталось красных,

(iii) цветной на выбор бьющего, когда очередным шаром был цветной после сыгрывания красного; и

(iv) следующий игрок может выбирать выполнять удар самому или потребовать у нарушителя играть снова из оставленной позиции; или

(v) следующий игрок может просить судью восстановить первоначальную позицию, а нарушителя играть снова;

(vi) если вышеупомянутая ситуация возникает при последовательном объявлении промахов, то любое предупреждение о возможном присуждении победы во фрейме его противнику остается в силе.

(e) Все другие промахи объявляются на усмотрение судьи, если только до или после удара, количество имеющихся на столе очков не равняется разнице в счете, не учитывая стоимость выставляемого снова черного шара.

(f) После промаха и требования следующего игрока восстановить биток, любые сдвинутые прицельные шары должны оставаться на своих местах, если только судья не считает, что нарушитель может получить, или получает преимущество. В последнем случае любой или все сдвинутые шары могут быть восстановлены на усмотрение судьи, но, в любом случае, неправомерно отсутствующие на столе цветные должны быть выставлены или перемещены надлежащим образом.

(g) Когда любой шар перемещается после промаха, нарушитель и его соперник могут консультироваться относительно его позиции, после чего судья должен принять окончательное решение.

(h) В ходе такой консультации, если любой игрок коснулся любого шара в игре, то он должен быть оштрафован, как будто он бьющий, без изменения очередности игры. Затронутый шар при необходимости должен быть переставлен судьей, по его усмотрению, и даже если он поднимался.

(i) Следующий игрок может спросить судью о его намерениях переместить отличные от битка шары в случае, если он потребует у соперника выполнить удар из первоначальной позиции, и судья должен сообщить о своих намерениях.

15. Шар, сдвинутый кем-то, кроме бьющего. Если шар, неподвижный или движущийся, сдвинут кем-то, кроме бьющего, он должен быть помещен судьей на место, где, по его мнению, шар был или мог остановиться, без штрафа.

(a) Это правило должно включать случаи, когда какое-либо событие или не являющийся партнером бьющего человек, заставляют бьющего сдвинуть шар.

(b) Никто из игроков не может быть наказан за любое перемещение шаров судьей.

16. Патовая ситуация. Если судья полагает, что на столе возникла патовая ситуация или ситуация приближается к таковой, то он должен предложить игрокам немедленно переиграть фрейм. Если любой игрок возражает, судья должен позволить игре продолжаться с условием, что ситуация должна измениться в пределах обозначенного периода, обычно после еще трех ударов с каждой стороны, но на усмотрение судьи. Если ситуация остается в основном неизменной после того, как заявленный период истек, то судья должен аннулировать все очки и повторно установить все шары как для начала фрейма. Тот же игрок должен снова выполнить начальный удар по Части 3 Правилу 3(d)(iii), должна быть сохранена та же очередность игры.

17. Снукер для пар

(a) В парной игре каждая сторона должна начинать фреймы поочередно, порядок игры определяется в начале каждого фрейма и должен сохраняться таковым в течение этого фрейма.

(b) Игроки могут менять очередность игры в начале каждого нового фрейма.

(c) Если совершен фол и было требование играть снова, то совершивший фол игрок выполняет удар снова, даже если фол был сделан вне своего подхода; первоначальная очередность игры остается такой, что партнер нарушителя может потерять свою очередь удара.

(d) Когда фрейм заканчивается вничью, применяется Часть 3 Правило 4. Если есть необходимость выставления черного снова, пара, выполняющая первый удар, выбирает игрока, который будет делать этот удар. Очередность игры должна затем сохраняться как во фрейме.

(e) Партнеры могут совещаться в течение фрейма, но не пока один из них является бьющим и находится у стола; и серия не закончится нерезультативным ударом или фолом.

18. Использование вспомогательного оборудования. Ответственность бьющего - размещать и убирать любое оборудование, которое он может использовать у стола.

(a) Бьющий ответственен за любые предметы, включая (но не ограничиваясь ими) ресты и удлинители, которые он приносит к столу, независимо от того, принадлежат они ему или заимствованы (кроме как у судьи), и он будет оштрафован за любые фолы, сделанные им при использовании этого оборудования.

(b) За оборудование, которое было предоставлено другой стороной (включая судью) и обычно находящееся у стола, бьющий не несет ответственности. Если это оборудование оказалось дефектным, и в связи с этим бьющий коснулся шара или шаров, то фол не назначается.

(с) Судья, при необходимости, переставляет любые шары в соответствии с Частью 3 Правилом 15, и бьющему будет разрешено продолжить серию без штрафа.

19. Трактовка правил

(a) В данных правилах и определениях слова, подразумевающие мужской род, должны одинаково относиться и включать женский род.

(b) Обстоятельства могут требовать корректировки в применении Правил к людям с ограниченными физическими возможностями. В особенности, например:

(i) правило 12(a)(ii) части 3 не может применяться к игрокам в инвалидных креслах;

(ii) игроку, по запросу к судье, необходимо подсказать цвет шара, если он не способен различать цвета, например, красный и зеленый.

(с) Когда судья не назначен, например, в дружеской игре, противостоящий игрок (сторона) с целью соблюдения данных правил может исполнять обязанности судьи.

ИГРОКИ

1. Поведение.

(a) В случае:

(i) использования игроком несоразмерно большого количества времени для выполнения удара или его выбора;

или

(ii) поведения игрока, по мнению судьи, умышленно или упорно некорректного; или

(iii) любого другого поведения игрока, которое в полной мере можно считать неджентльменским; или

(iv) отказа от продолжения фрейма,

судья должен, либо:

(v) предупредить игрока, что в случае продолжения такого поведения победа во фрейме будет присуждена его сопернику; или

(vi) присудить победу во фрейме его сопернику; или

(vii) если поведение чрезвычайно серьезное, присудить победу в игре его сопернику.

(b) Если судья предупредил игрока по пункту (v) выше, в случае продолжения такого поведения как рассмотрено выше, судья должен, либо:

(i) присудить победу во фрейме сопернику;

(ii) если дальнейшее поведение чрезвычайно серьезное, присудить победу в игре его сопернику.

(c) Если судья присудил победу во фрейме сопернику игрока согласно положениям выше, в случае если дальнейшее поведение будет продолжаться, как рассмотрено выше, судья должен присудить победу в игре его сопернику.

(d) Любое решение судьи о присуждении победы во фрейме и/или в игре сопернику игрока должно быть окончательным и обжалованию не подлежит.

2. Наказание

(а) Если фрейм присужден на основании этой части, нарушитель:

(i) проигрывает фрейм;

(ii) теряет все набранные очки, а соперник получает количество очков, эквивалентное стоимости оставшихся на столе шаров: 8 очков за каждый красный, и любой неправомерно отсутствующий на столе цветной считается, как если он выставлен.

(b) Если игра присуждена на основании этой Части, нарушитель:

(i) проигрывает фрейм, как описано выше в (а);

(ii) дополнительно проигрывает требуемое для завершения игры количество несыгранных фреймов, где это необходимо;

(iii) дополнительно проигрывает оставшиеся фреймы, каждый в 147 очков, если применяется итоговая сумма очков.

3. Небьющий. Когда бьющий играет, его соперник не должен находиться на линии удара или двигаться в поле зрения бьющего. Он должен сидеть или стоять на разумном расстоянии от стола.

4. Отсутствие. Если небьющий на время покидает помещение, он может назначить представителя, который будет защищать его интересы и при необходимости требовать фол. О таком назначении судья должен быть извещен до ухода.

5. Уступка

(а) Игрок может уступить только, когда он бьющий. Соперник имеет право принять или отказаться от уступки, которая аннулируется, если соперник выбирает продолжение игры.

(b) Когда применяется итоговая сумма очков и фрейм уступлен, стоимость всех оставшихся на столе шаров добавляется к счету другой стороны. В этом случае, считается 8 очков за каждый красный, и любой неправомерно отсутствующий на столе цветной должен быть посчитан, как будто он выставлен.

(c) игрок не может уступить фрейм в любом матче, если только ему не требуются снукеры. Любое нарушение данного правила должно наказываться как неджентльменское поведение игрока.
 

 ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

1. Судья

(a) Судья должен:

(i) быть единственным, кто решает, правильна игра или нет;

(ii) быть свободным для принятия решения в интересах справедливой игры в любой ситуации, не описанной адекватно в данных правилах;

(iii) быть ответственным за надлежащее ведение игры по данным правилам;

(iv) вмешиваться, если он видит любое нарушение данных правил;

(v) сообщить игроку цвет шара, если требуется;

(vi) чистить любой шар по разумной просьбе игрока.

(b) Судья не должен:

(i) отвечать на любой вопрос, не оговоренный в правилах;

(ii) делать какие-либо указания на то, что игрок собирается сделать фол;

(iii) советовать или высказывать мнения, которые могут повлиять на ход игры;

(iv) отвечать на любой вопрос относительно разницы в счете.

(c) Если судья не сумел заметить какой-либо инцидент, то он может опросить маркера, других должностных лиц или зрителей, у которых был лучший обзор, чтобы принять свое решение.

2. Маркер. Маркер должен вести счет на табло и помогать судье в выполнении его обязанностей. При необходимости он должен также выполнять обязанности протоколиста.

3. Протоколист. Протоколист должен вести запись о каждом выполненном ударе, информируя о фолах, где это уместно, и количестве набранных очков каждым игроком или стороной, по требованию. Он должен также записывать сделанные серии.

4. Помощь официальных лиц

(a) По просьбе бьющего, судья или маркер должны отодвинуть и подержать любую осветительную аппаратуру, мешающую действиям бьющего при выполнении удара.

Допустимо, чтобы судья или маркер оказывали необходимую помощь игрокам с ограниченными возможностями, согласно обстоятельствам.

 

Настольный футбол Кикер.

1. Начало: Жребий определяет, кому достанется первая подача, а кому - выбор стороны стола.

2. Подача – это ввод мяча в игру с центрального игрока средней линии. Подает обычно сторона, пропустившая гол.

3. Ввод мяча в игру: Перед вводом мяча в игру спросите противника: «Готов?» После ответа «Готов!» можно начинать игру. Мяч должен коснуться двух игроков на линии, затем нужно выждать одну секунду перед пасом или ударом.

4. Взятие ворот: Мяч можно забить в ворота любым игроком любой линии. Если мяч попал в ворота и выскочил обратно, гол засчитывается.

 5. Прокручивание (поворот штанги больше чем на 360˚ до или после удара по мячу) запрещено. Наказание – подача мяча противником.

6. Аут: Мяч, выброшенный командой из игровой области ударом или пасом, в том числе с рикошетом, вводится в игру ее противниками с линии защиты.

 7. Мертвый мяч: Мяч считается мертвым, если он остановился вне пределов досягаемости всех игроков. Если это происходит между средними линиями, игра возобновляется с подачи команды, пропустившей последний гол; во всех других местах – мяч вводится в игру с ближайшей линии защиты.

8. Смена позиций игроками одной команды разрешена только сразу после гола или во время тайм-аута.

9. Тайм-аут длиной 30 секунд одна команда может взять не более двух раз за игру. Взять тайм-аут можно, только владея мячом и полностью остановив его, либо во время остановки игры.

10. Время владения мячом ограничено 10 секундами на средней линии и 15 секундами на других линиях. Вратарь и линия защиты считаются одной линией.

11. Сотрясение, сдвиг, поднятие стола, а также сильные удары штангами о борт и касание штанг против- ника, запрещены. В случае нарушения мяч вводится в игру противником с ближайшей к мячу линии.

12. Сброс: Если чрезмерно агрессивные действия противника в защите (напр., дергание штанг, при котором мяч сотрясается или меняет направление движения, оставаясь в вашем владении) мешают вам произвести пас или удар, время владения сбрасывается. 13. Проникновение в игровую область (напр., касание рукой мяча, фигурки игрока, игровой поверхности, попытка сдуть мяч) без согласия противников запрещено. Если мяч был у нарушившей команды, он отдается противникам для подачи; иначе – засчитывается гол в пользу противников.

14. Пас – передача мяча со средней линии на переднюю или с задней на среднюю. Пас можно ловить, только если в момент непосредственно перед передачей мяч двигался; если мяч остановился, пас можно совершить, только коснувшись мяча двумя игроками на исходной линии. Касание мяча передней или задней поверхностью игрока перед пасом равносильно остановке мяча.

15. Нарушения наказываются подачей противника или продолжением игры из текущей позиции.

Отправить сообщение
Обратный звонок